Автотуризм - один из самых массовых видов туризма. Автотуризм популярен
по многим причинам. Автотуризм - это, прежде всего, независимость в
маршруте и во времени. Для тех путешествий, про которые рассказывает
сайт Adrenalinetour.Ru, подойдет не любой автомобиль, только
внедорожник. Поэтому для нас автотуризм - это джип-туры . Джипинг и
джип-туры , в чем отличие? Условимся называть джипингом
непродолжительные путешествия, "покатушки", цель которых почувствовать
все преимущества езды на внедорожнике. Джип-туры - это путешествия "со
смыслом", когда внедорожник является средством достижения определенной,
назовем ее познавательной, цели. Ярким тому примером является джип-тур
"Осударева дорога".
Джипинг и джип-туры в России. Поехали! Необъятные российские просторы,
немногочисленные асфальтированные дороги, обрываемые, как правило,
бездорожьем, уникальные природные и культурные памятники — все это как
нельзя более располагает к организации джип-туров в России. Джипинг -
распространенный вид туризма за рубежом — в России еще не приобрел
достаточной популярности, несмотря на то, что отдых в движении имеет
ряд несомненных преимуществ, в числе которых — путешествие небольшой
компанией, отсутствие изматывающей физической нагрузки и необходимости
нести на себе тяжелый багаж. При этом атмосфера странствий и
приключений и даже азарт являются неотъемлемыми атрибутами внедорожных
путешествий независимо оттого, основан ли джип-тур на созерцании
красивых видов, или это трофи-рейд, включающий строительство переправ
через реки и вытягивание машин из грязи. Темп движения, как и сам
маршрут, во многом зависит от предварительных договоренностей с
турфирмой. Продолжительность поездки может составлять от нескольких
часов до нескольких дней, а то и недель. Движение осуществляется в
светлое время суток, ночуют путешественники в палатках или гостевых
домах. Впрочем, туристы, выбирающие джип-туры , за комфортом не
гонятся, они охотятся скорее за впечатлениями, за адреналином. Едут в
Россию и иностранцы, для них российский джипинг - абсолютный экстрим.
Период проведения большинства джип-туров — с конца весны до середины
осени. Однако есть и зимние джип-туры, которые представляют собой
ограниченный по времени маршрут, исключающий возможность удалиться от
теплого жилья более чем на один день. В большинстве случаев джипинг
зимой — это поездки по кольцевому, заранее подготовленному и хорошо
освоенному пути. Автомобили, выставляемые турфирмами на маршруты, как
правило, УАЗы и «Нивы». В Сибири и на Дальнем Востоке для путешествий
предлагают подержанные японские внедорожники. Если рассматривать
географию организации внедорожных путешествий, то активно джипинг
развивается в Краснодарском крае, в Ленинградской области. Джип-туры
распространены в Карелии, на Алтае и Байкале, на Камчатке. Вместе с тем
об изобилии маршрутов говорить не приходится. В Краснодарском крае
популярна поездка к Хмелевским озерам. Маршрут начинается в Красной
Поляне, однако за дополнительную плату водитель готов подогнать машину
прямо к дому отдыха на побережье. Сами озера расположены на высоте
примерно 2000 м среди альпийских лугов. Местность здесь чрезвычайно
живописна. Перед началом спуска туристы имеют возможность побывать на
«кругозоре» - площадке, откуда открывается вид на горы, от которого
замирает сердце. Впрочем, дух захватывает во время всей экскурсии, пока
УАЗ взбирается на вершину Ачишхо по глинистому серпантину.
Еще один вариант джипинга в Краснодарском крае — программа «По Абинской
Швейцарии». Туристам показывают водопады, Шапсугский дольмен -
уникальное сооружение эпохи мегалита, а также грязевой целебный вулкан
и загадочный Чертов Палец, каменной башней стремящийся в небо. Для
остроты ощущений во время джипинга водители практикуют неожиданные
остановки при пересечении небольших рек. Когда вода начинает заливаться
в кузов, пассажирам ничего не остается, как прыгать в воду и толкать
машину, что обычно становится одним из самых ярких впечатлений на
маршруте. Алтайские джип-туры , как правило, начинаются в Барнауле,
иногда в Новосибирске. Турфирмы Алтая
облюбовали для своих маршрутов Чуйский тракт — древний караванный путь,
соединявший Китай и Россию. Чуйский тракт начинается у моста через реку
Бию в Бийске, проходит через Алтайский край и Республику Алтай,
заканчивается на границе с Монголией. Трасса вполне пригодна для
движения на джипах, но в некоторые горные районы можно добраться только
на ГАЗ-66.
Во время путешествия по Алтаю завораживают красота речных долин и
горных перевалов, просторы сухих степей, поражают своей
величественностью древние курганы, будоражат воображение многочисленные
легенды, рассказываемые гидом. И хотя на Алтае существуют
самостоятельные маршруты на внедорожниках, турфирмы предлагают
разбавить их отдыхом у Телецкого озера, восхождением к леднику Актру
или сплавом по Катуни. Время действия большинства алтайских джип-туров
- с июня по сентябрь. Байкальские маршруты берут начало в Иркутске.
Джип-туры из столицы Восточной Сибири в Монголию и к Западному Саяну —
это многодневные дорожные приключения. Поездки на внедорожниках вдоль
Байкала предполагают продолжительный отдых на берегу озера, рыбную
ловлю, круизы на теплоходах, пешие прогулки и, конечно, дайвинг в
чистейших и прозрачных водах самого глубокого озера в мире.
В феврале-марте, когда толщина льда на озере позволяет двигаться на
автомобилях, по ледяной глади Байкала осуществляются путешествия на
джипах на остров Ольхон. Во время поездки туристы получают возможность
видеть фантастические картины, нарисованные природой с помощью снега и
льда на поверхности Байкала. Виды величественных конусов огнедышащих
гор, гейзеров, озер в огромных круглых котловинах, лунные ландшафты
каменных пустынь вблизи вулканов видят путешественники на Камчатке .
Здесь практически все джип-туры начинаются в Петропавловске-Камчатском.
Чисто автомобильных туров - на полуострове нет. Ряд турфирм предлагают
перемещаться на вахтовых грузовиках. Однако все движение на машинах
рано или поздно заканчивается у подножия вулканов, где самых активных
туристов ожидает восхождение. Дальше всех в плане джипинга и джип-туров
продвинулась Карелия . Турфирмы предлагают не только комбинированные
туры, когда джиппинг по лесным дорогам прерывается на сплав по
порожистым карельским рекам или поездку на комете на Кижи или на
Валаам, но и - принять участие в качестве пассажира в ежегодном
трофи-рейде "Карелия трофи". Впрочем, специфика данного мероприятия это
вполне позволяет: организаторы ставят командный дух и взаимовыручку
прежде соревновательности. Туристическая инфраструктура южной Карелии,
наличие большого количества гостевых домов, позволяет организовать
многодневные зимние авто-приключения. Практикуются в Карелии
джип-прогулки к водопаду Кивач или к целебным источникам в Марциальных
водах. Однако чаще зимой внедорожники играют второстепенную,
транспортную роль. Их используют при организации подледной рыбалки,
сафари на снегоходах, выездов к озерам на пикники. В России джипинг
завоевывает все большую популярность. В настоящее время он развит в
регионах, которые традиционно связаны с местами активного отдыха,
поскольку в основном является частью туристической услуги.
Возможность организации поездок на джипах существует во многих регионах
России, особенно в летний период, когда успехи турбизнеса в меньшей
степени зависят от развития местной туристической инфраструктуры.
Наличие на маршруте инструкторов, которые в многодневных путешествиях
ставят лагерь, и сами готовят на костре еду, делают джип-туры
доступными для тех, кто никогда не ходил в турпоходы.
Если говорить о ценах на подобные путешествия, то джип-туры , особенно
эксклюзивные, экономичными экскурсиями не назовешь. Как правило,
турфирма продает налаженные маршруты, однако по индивидуальным запросам
клиентов разрабатываются и новые, причем их предварительно прокладывают
не только по карте, но и на местности. Кроме того, любое внедорожное
путешествие предполагает определенные расходы на бензин и на
эксплуатацию автомобиля. На конечную цену тура влияет также стоимость
авиаперелета по России. Однако туристы готовы платить за сочетание
комфорта, отдыха на природе и некоторого экстрима, поэтому будущее
российского джипинга представляется вполне оптимистичным. (№ 40 за 2003
г.)
|